Основными результатами работ 2005 года по р еализации пилотного проекта по созданию элементов системы персонального учета населения (СПУН) являются: разработка нормативно-правовой документации, разработка проектов стандартов СПУН, разработка сервисов межсистемного взаимодействия и сервисов обращения граждан к СПУН, внедрение в опытную эксплуатацию СПУН в 8 субъектах РФ.
Был разработан проекта Федерального закона Российской Федерации «О системе персонального учета населения», в том числе техническое задание и концепция на него, разработан нормативный акт, регламентирующий вопросы взаимодействия ведомственных систем учета населения в части концепции СПУН и проект Федерального закона Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О СПУН».
Одновременно был подготовлен перечень предоставляемых в рамках СПУН государственных услуг, основанных на обеспечении взаимодействия автоматизированных систем учета населения между собой с учетом их приоритетности, проект типового соглашения по взаимодействию с органом государственной власти (организацией федерального уровня) при его интеграции в СПУН, проекты типовых организационно-технических документов, используемых при интеграции ведомства в СПУН.
В 2005 году были продолжены работы по стандартизации основных процедур, используемых в СПУН. Так были разработаны и предварительно обсуждены на базе «Института архитектуры электронного государства при АНХ» проекты стандартов на справочники и классификаторы СПУН, по обмену данными в системе персонального учета населения, по регламентам взаимодействия АИС, подключенных к СПУН, по процедуре идентификации личности при отсутствии ИПД, на модуль интеграции компонента СПУН, а также на сервис обращений граждан к СПУН и сервис по утраченным и недействительным паспортам.
Было продолжено проектирование типовых решений для регионального репозитория СПУН, разработано типовое положение о репозитории СПУН, были проведены комплексные испытания наработанных решений по созданию СПУН. Также была разработана аналитическая записка по выбору платформы регионального и федерального репозитория СПУН, выработаны требования к интеграционной платформе СПУН, оформленные в виде стандарта.
В восьми регионах (Кабардино-Балкарской Республике, Республике Мордовия, Республике Чувашия, Приморском крае, Нижегородской, Томской, Астраханской и Тверской областях) были установлены и адаптированы репозитории СПУН, которые введены в эксплуатацию в тестовом режиме. Для данных регионов разработаны частные технические задания на создание в них компонентов СПУН.
Также в 2005 году были разработаны сервисы межсистемного взаимодействия, обеспечивающие подключение к СПУН АИС органов ЗАГС, АИС паспортных столов жилищных организаций, АИС органов по налогам и сборам, АИС органов статистики, АИС органов пенсионного обеспечения, АИС органов социальной защиты населения, Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы», АИС расчетных центров органов жилищно-коммунального хозяйства, АИС региональных и муниципальных администраций.
Одновременно были разработаны и внедрены в опытную эксплуатацию следующие сервисы обращения граждан к СПУН:
Сервисы обращения граждан к СПУН при обслуживании в органах ЗАГС ;
Сервисы обращения граждан к СПУН при обслуживании в органах жилищных организаций;
Сервисы обращения граждан к СПУН при получении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Все исключительные имущественные авторские права на результаты работ, созданные по государственным контрактам в рамках реализации ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» и размещенные в Информационной системе управления проектами Минэкономразвития России в общем доступе, принадлежат государству в лице Минэкономразвития России. Право распоряжаться от имени Российской Федерации указанными результатами работ и имущественными правами на них принадлежит Минэкономразвития России. Настоящие результаты работ размещены в открытом доступе с целью повышения открытости деятельности Минэкономразвития России в рамках реализации им программных мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Размещение результатов работ в общем доступе не означает передачу имущественных авторских прав на них третьим лицам. Граждане, организации, органы государственной власти Российской Федерации могут получить права на использование настоящих результатов работ путем заключения с Минэкономразвития России безвозмездного авторского договора о передаче неисключительных имущественных авторских прав.
В 2005 году разработано следующее программное обеспечение:
- комплекс типовых программ на сервисы межсистемного взаимодействия СПУН;
- комплекс типовых программ на сервисы обращения граждан к СПУН;
- комплекс типовых программ и информационное обеспечение портала СПУН;
- комплекс программ на модуль интеграции.
Комплекс типовых программ на сервисы межсистемного взаимодействия предназначены для реализации взаимодействия автоматизированных систем учета населения при передаче и получении персональных сведений в рамках СПУН на основании административных регламентов, выполняемых для информационного обслуживания органов государственной власти и местного самоуправления.
Комплекс типовых программ на сервисы обращения граждан к СПУН предназначены для реализации взаимодействия автоматизированных систем учета населения при обращении к ним граждан через портал СПУН в интересах предоставления гражданам электронных государственных услуг.
Комплекс типовых программ на п ортал СПУН обеспечивает реализацию целей создания СПУН, являясь инструментом для их достижения. Портал СПУН является компонентом репозитория СПУН. Портал СПУН обеспечивает:
Публикацию нормативно-правовой и аналитической документации СПУН;
Публикацию стандартов СПУН;
Публикацию сервисов СПУН, а также авторизированный доступ к сервисам;
Поиск сведений об организациях и сервисах.
Специальное программное обеспечение СПУН соответствует требованиям международных стандартов.
Обмен данными осуществляется в формате XML .
Для передачи больших массивов данных используются транспортные протоколы FTP и SMTP .
Для предоставления доступа к сервисам и интерфейсам СПУН используются WEB -сервисы ( SOAP -сообщения инкапсулированные в HTTP \ HTTPS протокол).
Для описания схем XML -документов используется стандарт W 3 C XML Schema Definition Language ( XSD -схемы).
Для преобразования XML -данных используется стандарт W 3 C Extensible Stylesheet Language Transformation ( XSLT -преобразования).
Публикация предоставляемых СПУН WEB -сервисов и интерфейсов взаимодействия производится в соответствии с требованиями реестра Web -сервисов OASIS UDDI Version 2.04.
Интерфейсы Web -сервисов, набор их операций с описанием входных и выходных параметров-сообщений и их типов, отображение сообщений в транспортный протокол соответствовует стандарту W 3 C Web Services Description Language ( WSDL ) 1.1.
Удаленный вызов Web -сервисов осуществляется с использованием стандартного протокола Simple Object Access Protocol 1.1 ( SOAP ).
Описание бизнес-процессов, реализующих электронное взаимодействие WEB -сервисов СПУН с внешними WEB -сервисами, соответствует стандарту Business Process Execution Language for Web Services Version 1.1 ( BPEL 4 WS ).
В 2006 году будут продолжены работы по реализации технологических решений создания системы персонального учета населения, продолжены разработки по нормативному закреплению положений концепции СПУН.
Основные цели работы в 2006 году:
нормативная деятельность;
исследовательская и проектная деятельность;
опытная эксплуатация и мониторинг СПУН-2005;
разработка услуг СПУН;
тиражирование решений СПУН.
В рамках нормативной деятельности будут р азработаны требования к «учетным» АИС, подключенным к СПУН, включение АИС в сферу регулирования СПУН; уточнены понятия «компонент СПУН», разработаны технические условия на все компоненты СПУН; разработана нормативно-правовая и методическая документация по взаимоотношениям муниципальных АИС и СПУН в целом; разработан проект второй редакции концепции СПУН.
На стадии исследовательской и проектной деятельности будут разработаны технические условия на интеграционную платформу СПУН; проектные решения по обеспечению интероперабельности СПО СПУН для различных интеграционных платформ; разработаны ЭАРы для сопровождения и поддержки федеральных программ; уточнен технический проект СПУН; стандарты СПУН и перечень услуг СПУН
Продолжится разработка услуг. Это у слуги по миграционной службе: регистрация и перемещение; услуги по налоговой службе: заявления на вычеты, налог на имущество; услуги по регистрации сделок с недвижимостью: сведения о собственности и сделках; услуги по предоставлению социальной помощи: льготы и субсидии.
Будут проводиться работы по п оддержанию в работоспособном состоянии СПУН, внедренной в 2005 году в опытную эксплуатацию в 8 регионах и тиражирование проектных решений СПУН 2005 в субъектах РФ (по согласованию с Заказчиком).